To manage your profile settings, your favorites, bids and bids.
Легендарная грампластинка с первой записью музыки Родиона
Щедрина к балету «Кармен-сюита».
В 1967 году Майя Плисецкая впервые вышла на сцену Большого театра в
роли Кармен, с тех пор споры о музыке спектакля, сочиненного и
поставленного по инициативе балерины, улеглись. Трудно представить,
что партитура, созданная Щедриным, была когда-то встречена едва ли
не в штыки. «Конкуренция» русского музыканта второй половины ХХ
века с великим Жоржем Бизе казалась одним возмутительной, другим
смешной; превращение оперы в хореографическую композицию (отнюдь,
кстати, не первое в истории) — потворством прихотям композиторской
жены, какой бы талантливой танцовщицей она ни была. Оценить
«Кармен-сюиту» как явление в истории отечественного музыкального
театра помогли, как ни странно, телевидение и грамзапись.
Существует два фильма — 1968/69 и 1978 годов, запечатлевших
искусство балетмейстера Альберто Алонсо, художника Бориса
Мессерера, артистов — Плисецкой, Фадеечева, Годунова, Радченко — и
дающих возможность вернуться к событиям 55-летней давности в их
почти неизменном облике.
Благодаря фирме «Мелодия» звучание новой «Кармен» обрело
самостоятельную жизнь, вышло за рамки единственной постановки,
превратилось в бесспорную ценность концертного репертуара.
Спектакли, опиравшиеся на партитуру-фантазию Щедрина, не так
многочисленны: долгое время казалось, что без Плисецкой в России
этот балет в принципе невозможен. С легкой руки Геннадия
Рождественского музыка стала восприниматься не как транскрипция или
аранжировка для сцены. В ней услышали то, чем она и была на самом
деле — переосмысление исторического опыта, свободный авторский
диалог с ушедшей эпохой, оригинальную композицию на заданную
тему.
Родион Константинович Щедрин, 90-летие которого празднуется в
уходящем году, до «Кармен-сюиты» уже был автором балета
«Конек-горбунок» (Большой театр, 1960), впоследствии написал для
Майи Плисецкой «Анну Каренину» (1972), «Чайку» (1980), «Даму с
собачкой» (1985). Метод сочинения, основанный на переработке,
свободном монтаже и переосмыслении различных цитат и стилевых
элементов, применялся им также в произведениях оперных («Не только
любовь», 1961; «Мертвые души», 1977; «Лолита», 1992) и концертных
(«Озорные частушки», 1963; «Старинная музыка российских
провинциальных цирков», 1989). Впрочем, многообразие приемов
коллажными элементами никогда не ограничивалось. Щедрин — возможно,
единственный после Стравинского русский музыкант, могущий по праву
претендовать на звание «композитора 1001 стиля».
Геннадий Николаевич Рождественский, выдающийся мастер отечественной
музыки ХХ века, начинал в Большом театре как именно балетный
капельмейстер, сохранив и впоследствии симпатию к этому жанру, не
самому «престижному» среди дирижеров. В период 1965–1970 годов,
когда ставилась и начинала свой победный путь «Кармен-сюита», он
был руководителем оркестра Большого театра, «хозяином» одного из
лучших коллективов страны. Нет сомнений, что не окажись в тот
момент Рождественский за пультом, судьба постановки и музыки были
бы иными.
Запись «Кармен-сюиты» осуществлена Геннадием Рождественским со
струнной группой и солистами на ударных инструментах (Алексей
Огородников, Олег Буданков, Леонид Редькин, Анатолий Антуфьев,
Владимир Федин) из оркестра Большого театра в 1968 году при участии
выдающегося звукорежиссера, патриарха отечественной звукозаписи
Игоря Петровича Вепринцева (1930–2021). Ремастеринг — Максим
Пилипов.
Предоплата
Kaspi Кошелек
Казпочта locally: 1000 тг. within country: 1500 тг.